| § 3.1. Базы данных. Модель «сущность-связь»
Информатика 11 авт. Рывкинд И.Я, Лысенко Т.И, Черникова Л.А, Шакотько В.В.
- Информационная систéма (англ. Information system) - совокупность организационных и технических средств для хранения и обработки информации с целью обеспечения информационных потребностей пользователей.
2. Модель объекта —это новый объект, который имеет свойства данного объекта, существенные для определенного исследования.
3. Множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми исследуются, называют предметной областью этого исследования:
- предметной областью исследования для зоологов является множество животных,
- предметной областью для математиков при исследовании делимости чисел является множество целых чисел.
Понятие о базах данных
Хранение больших объемов данных оправдано только при условии, если поиск нужных данных осуществляется быстро и подаются они в доступной для понимания форме.
Эти условия обеспечивают современные технологии хранения данных. Основой этих технологий являются компьютеризованные базы данных (БД).
База данных —это упорядоченный по определенным правилам набор взаимосвязанных данных.
Понятие сущности, модель « сущность — связь »
Рассмотрим пример модели предметной области Информатика в школе:
- в прямоугольниках записаны названия типов объектов (групп объектов) предметной области,
- стрелки указывают на связи между ними,
- надписи возле стрелок описывают эти связи.
1.Тип объекта предметной области называют сущностью (сущности - Учитель, Оценка, Ученик,Учебник информатики, Класс, по сути – совокупности однотипных объектов).
Сущность имеет как минимум один экземпляр.
2. Словесное описание связей между сущностями заменяют их условными обозначениями соответствующего типа:
- один к одному (обозначается как 1:1), когда одному экземпляру одной сущности соответствует один экземпляр другой сущности (Учитель и Учебник информатики, если каждый учитель использует только один учебник, который не используют другие учителя);
- один ко многим (обозначается как 1:∞), когда одному экземпляру одной сущности может соответствовать несколько экземпляров другой сущности (такая связь возможна между сущностями Учитель и Ученик, когда каждый учитель информатики обучает учеников одного или нескольких классов и при этом нет учителей, которые обучают одних и тех же учеников);
- много к одному (обозначается как ∞:1), когда нескольким экземплярам одной сущности соответствует один экземпляр другой сущности (связь между сущностью Ученик и сущностью Класс);
- много ко многим (обозначается как ∞:∞), когда нескольким экземплярам одной сущности могут соответствовать несколько экземпляров другой сущности (связь между сущностями Ученик и Оценка - многие ученики получают много разных оценок).
3. Связи между сущностями классифицируют также за полнотой. В соответствии с этой классификацией выделяют связи, в которых:
-
каждый экземпляр одной сущности не обязательно связан хотя бы с одним экземпляром другой сущности.
-
каждый экземпляр одной сущности обязательно связан с одним или несколькими экземплярами другой сущности;
При создании модели «сущность - связь» используются специальные обозначения: типов сущности, свойств экземпляров сущностей, связей и др.
Набор таких условных обозначений называют нотацией (англ. notation - обозначение, изображение условными знаками).
Задание.
Построим модель «сущность-связь» для предметной области Кинотеатр, в которой рассмотрим две сущности: Зритель и Билет. Каждый зритель, который пришел в кинотеатр, имеет билет. Двух одинаковых билетов, как и двух одинаковых зрителей, не существует:
- В сущности Зритель для данной модели рассматриваются два свойства: Фамилия и Имя
- В сущности Билет - пять: Дата, Время, Ряд, Место ,Номер билета.
Между сущностями Зритель и Билет существует связь ⇒ Имеет. За множественностью это связь один к одному. На это указывают обозначения над линиями связи возле прямоугольников сущностей.
За полнотой эта связь является обязательной для сущности Зритель (для того чтобы быть зрителем, человек должен иметь билет) и необязательной для сущности Билет (поскольку не все билеты могут быть проданы, тогда они останутся в кассе и не попадут к зрителю).
Выполните задание (две группы – два варианта задания)
В1.
Рассмотрите диаграмму «сущность-связь» . Определите:
а) количество и название сущностей, изображенных на диаграмме;
б) свойства каждой сущности;
в) виды связей для случаев:
• есть несколько видов товара и есть несколько складов, каждый товар хранится на одном складе и на каждом складе хранится только один вид товара;
• есть несколько видов товара и есть несколько складов, на каждом складе есть все виды товаров;
• есть только один вид товара и он хранится на одном складе;
• есть несколько видов товара и все они хранятся на одном складе;
• есть один вид товара и он хранится на нескольких складах.
|
|
В2.Рассмотрите диаграмму «сущность-связь» . Определите:
а) количество и название сущностей, изображенных на диаграмме;
б) свойства каждой сущности;
в) виды связей.
|
|
далее
| |