| Севисы Веб 2.0 Вики-технологии
Блоги. Создание блогов
Управление блогом
Встраивание файлов в блог
Самостоятельные задания
Практическая работа. Создание и введение собственного блога
Обзор технологий и сервисов Веб 2.0
Классические веб-ресурсы, которые теперь называют Веб 1.0 (статические веб-страницы, форумы, чаты и др.), функционируют на основе того, что:
- разрабатывает ресурс один человек - разработчик, а пользуется другой пользователь,
- наполняет ресурс информационными материалами автор, а пользователь является только читателем этих материалов.
- На информационные материалы распространяется авторское право. Единственный способ получения этих материалов - открыть страницы веб-сайта, на котором эти материалы размещены.
- Ресурсы Интернета используются в основном как источник информационных материалов.
Современная глобальная сеть Интернет - это не только совокупность компьютерных машин, объединенных между собой, а и большое количество людей, объединенных:
- общей работой,
- обменом информацией ,
- дружбой.
На сегодняшний день создано много специальных услуг (сервисов), с помощью которых человечество может обмениваться своими мыслями, предложениями, идеями, творческими способностями и полезной информацией.

Появление термина Веб 2.0 принято связывать со статьей Тима О'Рейли «Что такое Веб 2.0». По О'Рейли «Веб 2.0 - это не просто интеграция сервисов, это идея использования коллективного разума».
В отличие от ресурсов Веб 1.0, сервисам Веб 2.0 присущи такие особенности :
1. Веб как платформа - ресурсы Веб 2.0 используются для создания документов (презентаций, электронных таблиц, флэш-проектов и т.п.), которые можно сохранить как на локальном компьютере, так и он-лайн. Много ресурсов Веб 2.0 разрабатываются как программы, работающие на веб-страницах. Они получили название веб-приложения. Их размещение в сети освобождает пользователя от необходимости установки соответствующих программ на компьютер. Примером является использование онлайн словарей и переводчиков;
2. Mash-up (англ. Mash-up - смешивание) - функциональность ресурсов Интернета расширяется за счет добавления новых сервисов в уже существующих, предыдущие разработки находят применение в новых ресурсах. Так, на многих веб-страницах можно увидеть гаджеты для воспроизведения видео, при этом сами видеофрагменты и механизмы управления ими находятся на других веб-ресурсах;
3. «Коллективный разум» - пользователи принимают активное участие в создании и оценке контента ресурса, совместно реализуют определенные проекты, а не остаются пассивными потребителями чужого контента. Примером является веб-энциклопедия Википедия, содержание которой создается и улучшается совместными усилиями всех заинтересованных пользователей;
4. Фолксономия (англ. Folk - народный, taxonomy - таксономия, принцип упорядочения) - народная классификация, практика коллективного распределения данных по категориям с использованием ключевых слов - меток, пользователи ресурса выбирают самостоятельно для обозначения содержания контента;
5. Сайты не статичны, а динамичны - представлены не персональными страницами, а блогами, динамическими страницами;
6. Социализация - использование сервисов Веб 2.0 способствует образованию сообществ в сети с целью обсуждения некоторых вопросов и совместной работы над проектами, при этом возможность выполнения индивидуальных настроек, создание собственного профиля пользователя отличает каждую личность от других.
В результате социализации (общая работа, обмен информацией, массовые публикации – групповое взаимодействие) сервисы Веб 2.0 получили название социальных.
Назначением этих сервисов является создание условий:
- для организации совместной деятельности, совместное редактирование веб-страниц;
- для общения друг с другом пользователей Интернета.
В 2006 году американский журнал Time присвоил титул человека года всем пользователям сервисов Веб 2.0. «Человек года - ты. Да, именно ты. Ты контролируешь информационную эру. Добро пожаловать в твой мир », - говорится на обложке журнала.
Блоги, онлайн-энциклопедии (вики), офисы и социальные закладки online обычно считаются приложениями Beб 2.0.
Программное обеспечение с такими возможностями может размещаться в самом образовательном учреждении либо быть доступным через Интернет. Оно может находиться в облаке, а может быть размещено локально.
Проще говоря, «Веб 2.0» – это определенный вид программного обеспечения (ПО), а «облачные вычисления» – это метод хранения данных и предоставления программного обеспечения конечному пользователю»
Социальные сервисы можно классифицировать по видам деятельности пользователей в сети. Назовем отдельные виды деятельности и соответствующие сервисы Веб 2.0.
Вид
деятельности
|
Сервисы Веб 2.0, примеры ресурсов
|
Описание сервиса
|
Поиск данных
|
Социальные поисковые системы:
Флексум (http:// flexum. ru ),
Open Directory Project (http://www.dmoz. org),
Квинтура (http://quintura.ru)
|
Пользователи заполняют поисковые базы данных адресами и описанием интересных ресурсов Интернета, помечают их тегами, создавая перечень ресурсов, в пределах которого можно осуществлять поиск.
Сформированные списки ресурсов для поиска могут размещаться на веб-страницах для осуществления поиска нужных пользователю данных только из ресурсов предложенного списка
|
Создание
коллективных каталогов
ссылок
|
Народные классификаторы
(службы социальных закладок):
БобрДобр (http://bobrdobr.ru),
Делишес (http://del.icio.us),
Memori.ru (http://memori.ru)
|
Пользователи создают закладки на разные ресурсы Интернета, помечая их тегами. При необходимости найти ресурс, содержащий материал по определенной теме, достаточно на сайте сервиса выбрать соответствующие теги из полного перечня, и из помеченных ресурсов будет построен список ссылок
|
Совместная
разработка
новых информационных материалов
|
Вики-проекты:
ЗапоВики (http://wiki.ciit.zp.ua),
Веб-энциклопедия Киева
(http://wek.kiev.ua),
Викисловарь (http://uk. wiktionary. org)
|
Пользователи сайта после регистрации имеют возможности создавать новые веб-страницы, размещая на них информационные статьи с текстовым и мультимедийным содержимым, редактировать собственные материалы и статьи, созданные другими пользователями, просматривать историю редактирования, связывать гиперссылками страницы этого сайта и устанавливать ссылки на внешние ресурсы, обсуждать размещенный материал.
|
Веб-хостинги со встроенными системами управления контентом:
uCoz (http://www.ucoz.ua),
Сайты Google
(http://sites. google.com),
Блоги I.ua (http://blog.i.ua)
|
Пользователи могут создавать веб-сайты и наполнять их контентом непосредственно на серверах веб-хостинга. Веб-страницы создаются на основе готовых шаблонов. Посетители сайтов, как правило, имеют возможность оставлять комментарии на веб-страницах для
высказывания собственных мнений относительно содержания сайта
|
Он-лайн офисы:
Документы Google
(https://docs.google.com),
Toffix.Ru (http://toffix.ru),
Feng Office (http://www. fengoffice.com)
|
Пользователи могут создавать и хранить электронные документы в Интернете. Документ одновременно могут просматривать и редактировать несколько пользователей, для которых установлены соответствующие разрешения автором документа.
|
Формирование
карт
знаний.
|
Карты знаний:
Gliffy (http://www.gliffy.com),
Bubbl.us (http://bubbl.us),
Mapul (http://www.mapmyself.com)
|
Пользователи в режиме он-лайн могут создавать и редактировать карты знаний (когнитивные карты) - анимированные графические изображения, которые визуализируют связи между объектами определенной предметной области.
|
Хранение
документов
разных видов
для общего
использования
|
Социальные медиа хранилища:
он-лайн фотоальбом Фламбер (http://flamber. ru),
сборник видео Рутьюб
(http://www.rutube.com),
хранилище документов разных форматов Scribd
(http: //www .scribd. com),
хранилище аудиоматериалов Bee.fm (http://www. bee.fm).
|
Пользователи имеют возможность хранить на сервере собственные документы, помечать их тегами, воспроизводить в режиме он-лайн документы, графические изображения, презентации, видеоролики других пользователей, размещенные на сервере медиа-хранилища, оставлять собственные комментарии. Обеспечивается возможность доступа к ним с разных мест и разными пользователями, удобного поиска, общего использования документов.
|
Файлообменные системы
(файловый хостинг):
Shareua.Com (http://www.shareua.com),
Upload.Com.Ua (http:// upload.com.ua)
|
Пользователи имеют возможность загружать на сервер для хранения файлы разных типов. Каждый файл получает собственный URL-адрес. При наличии адреса другие
пользователи могут загрузить соответствующий файл с сервера на свой локальный компьютер. Благодаря этому осуществляется обмен файлами.
|
Организация и
планирование
индивидуаль
ной и совмест
ной проектной
деятельности.
|
Он-лайн календари:
Календарь Google (http:// www. google.com/calendar),
Яндекс.календарь
(http://calendar .yandex.ru)
Органайзеры:
Organizeit.ru(http: //organizeit. ru),
Business it online (http:// www .businessitonline. com
|
Пользователи имеют возможность фиксировать в он-лайн календаре запланированные события для организации индивидуальной и совместной деятельности, получать
сообщения о приближении времени события, оставлять комментарии относительно каждого события.
Он-лайн органайзеры объединяют несколько функций для организации деятельности: календарь, адресную книгу, записную книжку, программу для планирования заданий, систему напоминания о событиях с использованием электронной почты,
IM-мессенджера или SMS. Пользоателям предоставляется возможность совместно редактировать записи и использовать названные средства.
|
Он-лайн менеджеры
проектов:
ZohoProject
(http://projects.zoho.com),
EasyProjects (http://www.
easyproj ects. net).
|
Веб-приложения предназначены для предоставления группам пользователей услуг по управлению проектами, их планированию, общению в процессе выполнения работ, наблюдению за ходом проекта,подготовке отчетов и т. п.
|
Определение
географического
положения
и прокладывание
маршрутов.
|
Геосервисы:
Карты Google (http:// maps.google.com),
Панорамно (http://www. panoramio.com),
Google Планета Земля
(http://earth.google.com)
|
Пользователи могут находить объекты на карте земной поверхности, определять их географические координаты, связывать фотографии с объектами или координатами, комментировать их, прокладывать маршруты через определенные пункты, просматривать спутниковые фотографии поверхности Земли и т. п.
|
Общение
|
Блоги (англ. web log-сетевой журнал) - сетевыедневники:
Украинская блогосфера
(http: / /blogosphere. com.ua),
Блог газеты «Украинская правда» (http://blogs. pravda.com.ua)
|
Блоги - это веб-сайты, которые создаются для размещения автором сообщений с изложением своих мыслей, размышлений о тех или других событиях, презентации собственного творчества и т.п. Сообщения в блогах имеют собственные URL-адреса, поэтому их можно найти средствами поисковых систем. Каждый пользователь Интернета может оставить свой комментарий на сообщение в блоге, если это разрешено блоггером - автором блога.
|
Ресурсы социальных сетей:
Connect.ua (http://connect.ua),
PROFEO (http://www.profeo.ua),
ВКонтакте (http://vkontakte.ru),
Мой Mиp@mail.ru (http://my.mail.ru) |
Сайты, предназначенные создавать условия для общения группе пользователей, объединенных общими интересами, вкусами, местом учебы, работы, отдыха и т. п.
В ходе регистрации и участия в обсуждениях пользователи наполняют сайт содержанием. Сайты социальных сетей имеют средства поиска учетных записей участников сетевого сообщства и обмена сообщениями между ними |
При значительной популярности сервисов Веб 2.0 нужно помнить о проблемах, связанных с их распространением:
- В результате доступности этих сервисов ресурсы Интернета заполняются некачественными информационными материалами, снижающими доверие к электронным источникам.
- Массово нарушаются авторские права на объекты интеллектуального труда.
- Возможность высказываться анонимно снимает моральную ответственность за содержание сообщений.
- Кроме того, регистрация на ресурсах социальных сетей может привести к незаконному использованию личных данных пользователей.
вверх
| |