|
- Тема 2. Основы алгоритмизации и программирования
Тема 2.1. Базовые понятия программирования.
Приложение: vidy peremen.rar
Занятие 12. Переменные и присваивание.
Переменная представляет собой зарезервированное место в оперативной памяти (одна или несколько ячеек) для временного хранения данных. Адресом всего участка есть адрес первой ячейки.
- Все ячейки оперативной памяти имеют адреса (например, от 0 до 33 554 431 адреса для оперативной памяти объемом 32Мбайта). Именно по этим адресам рассылается и отыскивается нужная информация для процессора.
- Поскольку с числовыми адресами ячеек работать неудобно, возникло понятие переменной.
Имена переменных
Для того чтобы сделать ваши переменные более наглядными и простыми для чтения, рекомендуется давать им имена, имеющие определенное смысловое значение. Существует несколько правил задания имен переменных:
- имя переменной может содержать любые буквы, цифры и символ подчеркивания;
- первый символ в имени переменной должен быть буквой или символом подчеркивания;
- в имени переменной должны отсутствовать пробелы и знаки пунктуации;
- имя должно быть уникальным внутри области видимости;
- имя не должно являться ключевым словом, например, Print.
Переменная характеризуется такими свойствами:
- каждая переменная имеет собственное имя. После того как переменной присвоено значение, вы можете в программе вместо самого значения использовать эту переменную.Имя - это символьный адрес участка оперативной памяти;
- текущим значением - содержанием ячеек памяти;
- типом - диапазоном возможных значений участков оперативной памяти.
В Visual Basic имеется два вида переменных:
1. Переменные, характеризующие свойства элементов управления и экранных форм. Их значения можно менять во время выполнения программы, но их типы определенны средой наперед. |
Переменные - объявленные пользователем. |
- Объектам , которые мы размещаем на форме, и их свойствам также соответствуют переменные, имена которых совпадают с именами соответствующих объектов , свойств объектов , например:
Buttonl, TextBox1. и т.д. Button1.Text, TextBox1.Enabled и т.д.
- Каждая из этих переменных имеет свой тип.
|
Private flag As Boolean
Dim lastName, firstName As String, summa As Object
|
Память для хранения значений переменных распределяется компилятором.
После того, как программа написана, компилятор начинает преобразовывать ее в машинный код.
Итог:
- Виды величин: постоянные (константы) и переменные.
- Имя величины - символьный адрес участка памяти.
- Значение величины - содержимое участка памяти.
- Тип величины - определяет размер участка памяти, выделенного под эту величину.
Основные типы величин Visual Basic.Net.
Тип данных |
Занимает в памяти |
Значение |
Что хранит |
Integer |
4 байта |
От –2 147 483 648 до 2 147 483 647 |
Целые числа |
Long |
8 байтов |
От –9 223 372 036 854 775 808
до 9 223 372 036 854 775 807 |
Целые числа |
Byte |
1 байт |
От –128 до 127 |
Целые числа |
Short |
2 байта |
От –32 768 до 32 767 |
Целые числа |
Single |
4 байта |
Отрицательные значения
от –3,4028235E38 до –1,401298E–45;
положительные значения
от 1,401298E–45 до 3,4028235E38
хранит дробные числа с
точностью до 7 цифр
|
Вычисления
приблизительные |
Double |
8 байт |
дробное число, хранит дробные
числа с точностью до 16 цифр |
Вычисления
приблизительные |
Boolean |
Различно |
True, False |
Логические
значения |
Char |
2 байта |
Один символ |
Один символ
(кодировка
Unicode) |
String |
Различно |
От 0 приблизительно до 2 миллиардов
символов
в кодировке Unicode |
Текст |
Object |
Различно |
В переменной типа Object могут храниться
значения любого типа
|
Ссылка
на объект |
Допустимые операции
целый:
Допустиме операции: ^, +, -, *, \ (деление нацело), mod (остаток от деления нацело)
7\2=3; 7 mod 2=1
вещественный:
Допустиме операции:+, -, *, /, ^,
Функции:sin(x), cos(x), tan(x), atn(x), ln(x), exp(x), округление: round(x,n) где n – кол-во цифр в десятичной части
Примеры: round(3.74,1)=3.7; round(3.74)=4 (если n=0)
Вмонтированные функции:
- Abs(x),
- fix(x) целая часть вещественного числа
- Int(x) наибольшее целое, не превышающее х
Примеры: Fix(-3.7)=-3; Int(-3.7)=-4
Объявление переменной
В Visual Basic существует явное и неявное объявление переменной.
Явное объявление означает указание имени и типа переменной перед ее использованием. Оно осуществляется операторами Dim, Private, Static, Public, которые имеют следующий синтаксис:
- Dim имяПеременной [As типДанных] [=Значение]
- Private имяПеременной [As типДанных] [=Значение]
- Static имяПеременной [As типДанных] [=Значение]
- Public имяПеременной [As типДанных] [=Значение]
- Переменная, объявленная при помощи оператора Dim, доступна из любого места программы в пределах области видимости, содержащей оператор Dim.
- Например, если она объявлена внутри модуля вне любой процедуры, то такая переменная доступна из любого места этого модуля.(ссылка)

- Если переменная объявлена внутри процедуры, то она доступна только в пределах этой процедуры. Такая переменная называется локальной.

Чтобы определить доступность переменной более детально, применяются операторы Private и Public.
2. Использование оператора Public означает, что переменная имеет общий доступ, т. е. доступ без каких-либо ограничений. Public-переменная не может быть объявлена внутри процедуры.
3. Переменная, объявленная с ключевым словом Private, доступна только в пределах контекста, в котором объявлена, включая процедуры. Private- переменная может быть объявлена внутри модуля, класса или структуры, но не внутри процедуры.
4. Если переменная при объявлении указана как Static, то она остается существовать в памяти, и сохраняет свое последнее значение после завершения работы процедуры, в которой была объявлена. Static-переменная не может быть объявлена вне процедуры.
С помощью одного оператора можно объявлять несколько переменных, разделяя их запятыми. Примеры объявления переменных приведены далее:
- Private flag As Boolean
- Dim lastName, firstName As String, summa As Object
Если не указан тип данных и переменная не инициируется никаким начальным значением, Visual Basic назначит ей тип данных Object.
В случае если не указан тип, но присвоение значения переменной происходит при ее объявлении, компилятор создаст переменную на основании типа выражения, используемого для инициализации переменной.
Пример (после символа "апостроф" приведены комментарии к строке программы):
В VB.Net можно устанавливать значения переменных, на стадии их объявления, например:
- Dim aInteger As Integer = 42
- Dim aSingle As Single = 39.345677653
- Dim aString As String = " присваивание значения переменным на стадии их объявления"
- Dim aBoolean As Boolean = True
Пример

Присвоение значения переменной
Прежде чем использовать переменную в программе, ей нужно присвоить значение. Самый простой способ присвоения состоит в использовании оператора присваивания (=), который имеет следующий синтаксис:
Например:
- First = 10
- myname = "Иванов"
Справа от знака равенства может стоять не только константа, но и более сложное выражение.
Например:
- Result = First + 255
- myName = "Иванов" & ": " & str(Team)
Константы
Константой называют элемент выражения, значение которого не изменяется в процессе выполнения программ. Приведем несколько примеров:
- 75.07 числовая константа
- 2.7E+6 числовая константа (равна 2 700 000)
Встроенные константы Visual Basic
Visual Basic содержит огромное количество встроенных констант, практически для всех возможных случаев: цвета, клавиши, сообщения и т. п. Встроенные константы имеют префикс vb. Для поиска констант определенной категории воспользуйтесь браузером объектов , который открывается при нажатии кнопки Object Browser (Просмотр объектов) , расположенной на стандартной панели инструментов, или нажатием клавиши <F2>.

Объявление констант
Объявление констант во многом аналогично объявлению переменных. Константы можно объявлять на уровне модуля или процедуры. Область их действия при этом определяется теми же правилами, что и для переменных.
Для объявления константы на уровне процедуры предназначен оператор Const, имеющий следующий синтаксис:
Const имяКонстанты [As типДанных] = выражение
При объявлении константы на уровне модуля дополнительно можно указать область ее действия. В этом случае оператор Const имеет следующий синтаксис:
[Public | Private] Const имяКонстанты [As типДанных] = выражение
Преобразование типов
Встроенные функции позволяют выполнять преобразование типов данных, например:
- Str(числовая величина) - соответствует текстовой величине, состоящей из тех же символов что и аргумент функции;
- Val(текстовая величина, состоящая из цифр) -соответствует числовой величине, состоящей из тех же цифр.
- CBool - Преобразует выражение к типу Boolean
- CByte - Преобразует выражение к типу Byte
- CInt - Преобразует выражение к типу Integer с округлением
- CLng - Преобразует выражение к типу Long с округлением
- CSng - Преобразует выражение к типу Single
- CStr - Преобразует выражение к типу String
- CChar - Преобразует выражение к типу Char(Char - это тип аналогичный String)
вверх
занятие 12.1. упражнения
назад
| |