Пятница, 29.03.2024, 01:12
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS


Меню сайта


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Тестування онлайн
тестування онлайн 


Социальные закладк

      Тема 2. Основы алгоритмизации и программирования
      Тема 2.1. Базовые понятия программирования.

Приложение:  11 klass_bas_ctruk_algoritm.rar(Интернет)

Занятие 3 .  Графическое представление алгоритмов.

                                Цель занятия: выяснить, как именно алгоритмы помагают моделировать элементы логического мышления.

I. Блок-схема алгоритма

Графическое представление алгоритмов называют блок-схемами.
В блок-схеме алгоритма каждая команда записывается в геометрической  фигуре (блоке) определенного вида. Блоки соединяются между собой стрелками, указывающими направление перехода для выполнения следующей  команды алгоритма.

        Некоторые элементы блок-схемы алгоритма

 
 

Базовые алгоритмические структуры:

  • Следование
  • Ветвление
  • Повторение (цикл)

   II.  Линейные алгоритмы и ветвление.

Рассмотрим и сравним алгоритмы открытия и сохранения текстового документа в программе Блокнот.     

  •      Текстовое описание  алгоритмов:

 

 

 

 

 

 

 

  • Графическое представление алгоритмов:

Структурное отличие между этими алгоритмами очевидно: в алгоритме открытия документа всегда выполняются все шаги, ну а выполнение шагов 4 - 6 в алгоритме сохранения документа, зависит от того, сохранялся ли ранее документ.

  • Алгоритм, все инструкции которого выполняются безусловно, называют Линейным.
  • Алгоритм, у которого выполнение или невыполнение некоторых инструкций зависит от того, истинно или ложно некоторое условие, получил название  Алгоритм с ветвлением.

Пример 1.

Построим блок-схему алгоритма обработки события щелкания мышки и алгоритма работы пользователя с программой Калькулятор в целом.

a).  Логика обработки щелкания кнопки деления:  если значение в поле Число 2 равно нулю, вывести сообщение об ошибке,  иначе - вывести результат деления Число 1 / Число 2 :

 





 

 
 

 

b). Алгоритм работы пользователя с программой Калькулятор будет иным, поскольку рассчитан не на исполнителя - компьютер, а на исполнителя - пользователь и охватывает работу программы в целом, а не с отдельной кнопкой:

 

 


Пример 2.

Вычислить значение выражения (a - b)*(c - d), где a,b, c, d - действительные числа.

Рассмотрим исполнителя, который умеет получать значения переменных, выполнять арифметические операции над действительными числами, запомнить результаты выполнения этих операций и сообщать эти результаты. Передача данных исполнителю называется вводом данных, а сообщение исполнителем результатов исполнения алгоритма - выводом данных (результатов).

Запишем алгоритм решения этой задачи для такого исполнителя в словесной  и графической формах.

                           

1. Ввести значения переменных a, b, c, d. (В результате выполнения этой команды исполнитель запоминает введенные данные в качестве значения соответствующих переменных.)
2. Вычислить значение выражения a - b и результат присвоить переменной х (запомнить как значение этой переменной).
3. Вычислить значение выражения c - d и результат присвоить переменной у.
4. Вычислить значение выражения х * y  и результат присвоить переменной z.
5. Вывести значение переменной z.
В командах 2-4 вычисляются значение выражений и результаты вычислений
 присваиваются (запоминается как значения) определенной переменной
. Такие команды называются командами присваивания. Для них принято использовать такую форму записи на алгоритмическом языке:
 2. х: =  a- b (читается: переменной х присвоить значение выражения a -b).
 3. у: = c-d (читается: переменной y присвоить значение выражения c- d).
 4. z: =х * y (запомнить как значение этой переменной).

 Знак := называется знаком присваивания и состоит из двух символов: двоеточие равно, которые записываются без пробела между ними. Блок-схема этого алгоритма приведена на рисунке . Этот алгоритм также является линейным, так как при каждом наборе значений переменных a, b, c, d каждая его команда обязательно выполняется, причем только один раз. Проиллюстрируем выполнения алгоритма решения задачи 2 для значений переменных a = 3, b =4, c = -2, d = -5.

Команда Результат выполнения
Ввести значение переменных a, b, c, d a =3, b =4, c =–2, d =–5
х := a – b  х =3 – 4 =–1
у :=c – d  у=–2 – (–5) =3



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

далее 3.1

назад

вверх

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Рейтинг@Mail.ru
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz