Тема 2.1. Базовые понятия программирования.
Занятие 3. 1. Графическое представление алгоритмов.
Цель занятия: выяснить, как именно алгоритмы помогают моделировать элементы логического мышления.
III. Алгоритмические структуры повторения
Итак, в случае получения при работе с программой Калькулятор сообщения об ошибке, мы должны вернуться на уже пройденный шаг алгоритма, т.е. повторить действия. Подобные конструкции в алгоритмах называют алгоритмической структурой повторения или циклом.
В общем виде эта структура имеет следующий вид:
Цикл с предусловием работает так:
Проверяется условие и, если оно истинно, выполняются соответствующие инструкции (команды) и снова проверяется это условие.
Такие действия повторяются до тех пор, пока условие не окажется ложным - тогда выполняется переход по стрелке Нет (-) , выполняется выход с цикла.
Итак, пока условие выполняется, мы "крутимся" тем маршрутом, который на рисунке обозначенжирными стрелками. Инструкции, расположенные на этом маршруте, называют телом цикла (обозначение - серый цвет), а условие - условие продолжения цикла. Одно выполнение тела цикла называют итерацией.
Цикл с постусловием работает так:
В цикле с постусловием сначала выполняется тело цикла, затем проверяется условие. Если условие истинно, мы возвращаемся в начало тела цикла, иначе - выходим из цикла.
Отличие между циклами с предусловием и постусловием состоит в следующем - в последнем тело цикла выполняется хотя бы один раз, а в первом может не выполниться ни разу, если условие продолжения цикла изначально окажется ложным.
Если поменять местами в алгоритмах слова "да" и "нет" ("+" и "-"), условие продолжения цикла превратиться на условие завершения цикла. Такие циклы также используются.
Пример. Построим алгоритм создания в векторном графическом редакторе, интегрированном в программы Microsoft Office, изображение гусеницы .
Текстовое описание алгоритма.
- Нарисовать круг с черным контуром и зеленой заливкой.
- Выделить круг.
- Удерживая клавишу Ctrl, перетягиваем круг вправо.
- Повторить шаг 3, пока не будет нарисовано 4 круга.
- Удерживая клавишу Ctrl, перетянуть круг вправо вверх.
- Нарисовать на одном из кругов, маленький черный круг левого глазка.
- Удерживая клавишу Ctrl, перетянуть круг глазка вправо.
- Нарисовать на круге - головке рот инструментом Дуга.
Блок-схема алгоритма.