Источник http://programer.in.ua/index.php
Тема 1: Язык программирования Object Pascal. Среда программирования Lazarus.
Lazarus – среда быстрой разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal.
Free Pascal – это компилятор языков Pascal и Object Pascal, работающий под Windows, Linux, Mac OS X, FreeBSD, и другими ОС.
Таким образом, разработанные приложения могут функционировать практически под любой операционной системой.
Все, что вы видите на экране во время работы различных приложений, все элементы (кнопки, бегунки, меню и т.п.) можно реализовать в Lazarus:
-
В Lazarus используется технология визуального программирования.
-
Пользователь для создания графического интерфейса приложения использует готовые компоненты, значки которых находятся на панели компонентов.
-
После того как он помещает компонент на форме, программный код для него генерируется автоматически.
-
Вручную остается запрограммировать только те действия, которые будет выполнять это приложение.
Процесс создания приложения можно разделить на следующие этапы:
1. Создание проекта. В результате на экране появляется пустая форма (окно будущего приложения).
2. Создание графического интерфейса проекта – расположение необходимых элементов, задание размеров, изменение свойств;
3. Написание программного кода, который определит, что будет делать ваша программа.
4. Отладка программы.
Чтобы познакомится с основными инструментами среды разработки, запустим среду программирования.
Для этого выполните команду:
Пуск => Все программы => Lazarus => Lazarus.
- При этом запускается оболочка создания приложений, называемая интегрированной средой разработки IDE (Integrated Development Environment). На экране появиться набор окон.
Вы видите все основные инструменты среды разработки Lazarus:
1. Окно формы – окно будущего приложения.
2. Главное окно, содержащее три панели:
- меню,
- панель инструментов,
- палитру компонентов.
Палитру компонентов вы будете использовать для выбора необходимых вам для создания пользовательского интерфейса компонентов.
3. Окно Инспектор объектов, содержащее файлы проекта и окно со вкладкой Свойства, в котором вы будете настраивать свойства помещенных на форму объектов.
4. Окно Редактор исходного кода, в котором вы будете писать программный код.
Краткая характеристика окон.
Главное окно. Здесь располагаются меню, панель инструментов и палитра компонентов.
На Палитре компонентов, представляющей собой множество тематических вкладок, располагаются визуальные и невизуальные компоненты для вашей будущей программы.
Невизуальные компоненты видны только на первом этапе создания приложения – при редактировании.
Главное окно остается открытым все время работы IDE. Закрывая его, вы, тем самым, закрываете Lazarus и все открытые в нем окна.
Инспектор объектов содержит четыре вкладки:
На первой странице «Свойства» постоянно отображаются все доступные свойства выбранного компонента. В левой колонке содержится список всех свойств выделенного в данный момент компонента, в правой – значения свойств. На второй странице «События» находятся возможные обработчики событий для выбранного компонента. В левой колонке расположены названия события, в правой – соответствующие процедуры |
Окно Редактора кода. На момент первого запуска оно имеет заголовок Unit1
В окне Редактор исходного кода вы будите писать программный код программы, и само окно очень похоже на обычный текстовый редактор. Для удобства при редактировании текста программы строки пронумерованы, предусмотрено выделение цветами:
Текст программы разбивается на части – процедуры и функции. Основную работу программист производит именно здесь. |
Проектировщик форм.
У каждого Windows-приложения должно быть хотя бы одно окно. Lazarus при первом запуске автоматически предлагает пользователю новый проект, открывая пустую форму под названием Form1, и назначает его главным окном. Перенося на него элементы из палитры компонентов, вы тем самым, предварительно оформляете его. |
Тема2. Принципы работы в визуальной среде разработки программ.