Тема 6. Величины текстового типа, операции над ними.
Значения величин символьного типа может быть один символ - буква, цифра или знак. Набор символов образует строку.
Надавать значение текстовым величинам можно разными способами:
- При написании программного кода с помощью оператора присваивания;
- Во время выполнения программы, содержащий команды или окна ввода;
- С помощью элемента управления текстовое поле.
Текстовое поле создается на экранной форме проекта в среде Lazarus с помощью элемента Edit (Поле ввода). Кроме свойств, которые имеют другие элементы управления, например Label (Надпись), для текстового поля можно определить дополнительные:
- FarentFont - подражания компонентом значения параметров шрифта формы, на которой расположен компонент. Если это свойство имеет значение True, то при изменении свойств Font формы автоматически меняется значение свойств Font компонента текстовое поле.
- Enabled - ограничения свойства изменить текст в текстовом поле. Если это свойство имеет значение False, то текст в текстовом поле редактировать нельзя.
Текстовые величины, как и числовые, описывают в программе в разделе описания переменных, указывая соответствующий тип. В языках программирования для описания текстовых величин используют служебные слова:
для символов -char; для строки - string. |
В программном коде на языке программирования Object Pascal текстовое значение записывают между символами одинарных кавычек ( ' ). К примеру:
s = 'Q'; s1: = 'data';
Строки могут содержать наборы символов, начинающихся с косой черты \ - они называются еscape-последовательностями. При выводе строки такие символы обрабатываются специальным образом и могут полностью или частично не отображаться на экране. Наиболее часто используются следующие:
\ n - переход на новую строку;
\ t - вставка табуляции;
\ "- двойные кавычки (полезно, если необходимо вставить кавычки в тексте на украинском языке, взятом в одинарные кавычки)
\ '- одинарные кавычки (полезно, если необходимо вставить, например, апостроф в строку, взятый в одинарные кавычки).
Все символы в строке имеют свой порядковый номер. По этому номеру можно получить значение символа, указав номер в квадратных скобках после имени переменной. В языке программирования Object Pascal нумерация символов начинается с единицы:
- переменная - z:=‘школа’;
- символ - z [4] – л.
Над текстовыми величинами выполняют операции склеивания - сочетание нескольких строчных величин, которая обозначается символом «+»
Пример набора команд
|
Результат - значение переменной R ‘алгоритм’ |
Пример. День рождения
Разработайте проект в среде Lazarus, в котором в текстовые поля, расположенные в верхней части формы, пользователь вводит день, месяц и год своего рождения и после нажатия кнопки Пуск в соответствующем текстовом надписи формируется дата рождения.
Разместите на форме объекты по образцу и установите значение их свойств по своему усмотрению .
Свойству Enabled текстового поля для вывода результата присвойте значение False.
Интерфейс проекта |
Программный код procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); |